Знакомство со «Слоном»

Наше путешествие по реке Ууксунийоки началось, как обычно, с «косяков». Чем ближе становился день старта на Уксу, тем меньше желающих, т.е. имеющих техническую возможность потенциальных участников оставалось у нас в команде. Мы предполагали, что нас будет меньше, чем планировалось изначально (6 человек), но не до такой же степени! В итоге за два дня до старта нас осталось трое. Наша команда имела опыт прохождения порогов втроем, но в соотношении: два мужика и одна девушка. Теперь все было иначе. Параллельно начали «обламываться» договоренности с владельцами автотранспорта по заброске на Уксу. Окончательно договориться о месте заброски, её цене и времени удалось лишь накануне старта, причем с абсолютно незнакомым перевозчиком.
Приключения сезона 2005г., начавшиеся на Беломорской Шуе, грозившей разорвать наш ПСН-10 («Вася») в клочья, обещали продолжиться на Уксе с новой силой.
23.07.2005г.
11-30 Упаковав «Васю», прочую снарягу и жратву мы получили три рюкзака: два по 25 кг. и «Васю», соответственно 50 кг. + гитара и весла, благо, заказанная нами «Газель» имела грузовой отсек. Развлекались мы в пути чтением названий придорожных населенных пунктов типа «Мандеры». Проезжая Палалахту, мы пытались представить себе как бы на это название отреагировал представитель восточных народностей, типа: «Вахпалалахта!».
15-00 Пребодренько домчавшись по «долине смерти» до автомоста через Уксу мы активно начали стапелиться. Пока девчонки накачивали «Васю», я рубил жерди на раму, ставшую после Б.Шуи непреложным конструкционным элементом нашего плавсредства.
За два часа стапеля по реке прошли три группы по два К-4 в каждой. Буквально за нами на стапель подъехала группа в составе Байды 2 «Рафтмастер» и К-2. Разговорились, оказалось это фирма «Северная сказка» привезла двух коммерческих туристов покататься.
17-00 Встали на воду перед «Мостовым-2», где сужение, образованное ряжами бывшего моста, заставляло реку ускориться. На входе в порог - косой слив, высотой 30 см. и правый поворот с узкой, особенно для нас струей. Лихо «прошкрябали», помахав напоследок веслами «коммерции», которая оставалась ночевать на месте стапеля, они, улыбаясь, покручивали пальцами у висков.
И началось: мелкие шиверки, перемежающиеся километровыми плесами, щекотали «Васино» днище, мошка, распоясавшаяся в отсутствие ветра, пыталась «выжрать» нас «до дна» и погода, какая тогда стояла замечательная погода!!! Мы сразу поняли: солнце нас в этом походе любит.
В тщетных попытках отыскать хоть какие-нибудь следы грибов мы обшаривали глазами берега, периодически останавливаясь, дабы окончательно увериться в том, что «в джунгли пришла великая сушшшь».
21-00 Мы были на месте, где река делится на два примерно одинаковых по ширине рукава. Описание об этой проблеме умалчивало, двухкилометровка ответа не давала и очень радовало полное отсутствие течения. Путем использования «двухстороннего определителя случайных процессов» (монетка) было решено идти налево, дабы время не терять. Обычный рукав, плес без течения. Вскоре на правом берегу этой протоки показались скалистые берега, поросшие соснами. Природа была прекрасна настолько, что было решено сделать остановку для «описания» данной местности. После краткого перерыва мы вновь тронулись в путь. Протока пошла к сужению, за поворотом раздавался гул переката не указанного в описании. Развязка оказалась печальной: за поворотом река текла нам НАВСТРЕЧУ. Итог: два часа потерянного времени на форсирование участка левого притока Уксы. Не повторяйте наших ошибок, не ходите «налево»!
Выбравшись из «предательского» притока мы честно прогрябали до 24-00 и, не обнаружив ни одной приличной стоянки, встали в абсолютно нецивилизованной местности. Под сенью густого елового леса сумрак июльской ночи стал ещё более густым, лагерь устанавливали на ощупь, пришло время благодарить себя за заготовленные на месте стапеля сухие дрова.
24.07.2005г. Дал девчонкам отоспаться до 10-00.
11-30 Встали на воду.
12-30 Нас догнала вчерашняя коммерческая группа со скоростью вдвое против нашей. Туристы, сплавлявшиеся на К-2 спросили: «Далеко ли до «Слона»?», на что мы дали стандартный ответ: «Как погребешь». Инструктора, лопатившие плёс в касках, обозвали нас «матрасниками» и гордо «пошуршали» на байде к «Блюдцу», шум которого уже был слышен из-за поворота. Когда подползли мы, эта группа уже готовилась разгружаться на стоянку – их ходовой день уже закончился, а наш только начинался. Насторожило нас то, что оба «инструктора» стояли у порога и дружно качали головами, поясняя что-то «туристам». Мы зачалились и тоже пошли смотреть, как оказалось не зря – наш «Вася» по габаритам мог пролезть только при очень точном заходе по центру правого слива.
«Блюдце» - красивый порог, представляющий из себя слив, высотой 40 см. и мелкий шиверистый выход, остался позади, скрасив плесовое однообразие второго ходового дня, а мы пошли считать перекаты в надежде добраться «за сегодня» до вожделенного «Розового слона».
16-00 Встали на обед на стоянке «со ступеньками» расписанной М. Афанасенковым в своей лоции и имеющей выход по дороге к красивым озеркам. На озерки у нас времени не хватило, а вот изумиться размерам стоянки и количеству биваков мы успели – там даже стационарная землянка-баня имеется, правда в ужасающем состоянии
17-30 Вновь на воде. Сегодня явно плесово-перекатный день.
24-00 Постепенно становится ясно, что «Слон» нам сегодня «не светит». Опустились сумерки, поднимался туман. Проснулись бобры у них сейчас «ужин», при нашем приближении они начинают бешено колотить хвостами по воде. Обнаружили остров. Левая протока завалена свежесгрызенными стволами. В правой протоке в завале выпилен проход. Спасибо группе шедшей до нас!
01-00 Сразу за островом, за правым поворотом слышен шум – это шивера «Лососевая». Видимость в тумане – 5 метров. Решаем брать. Оказалось весело: камни так и норовили показаться в последний момент и прыгнуть «Васе» под нос, но благодаря проворству женских рук на «носу», наподдававших бодрых шлепков веслами непонятливым бульникам, пытавшимся прокрасться к нежному днищу «Василия», шивера, носившая относительно слаломный характер, сдалась на милость победителей.
Едва войдя в широкий разлив, образованный Уксой после шиверы, «Вася» оказался окружен плотной пеленой тумана (лопасти на вытянутом весле было уже не разглядеть). Укса сделала нам очередной подарок, позволив пройти препятствие без потерь в «более-менее приемлемых условиях». Решено было «накатить» и переждать. Стали «раздувать туман». После третьей «на два пальца» подул ветерок. Все, закивав головами, решили «раздуть» окончательно и … удалось! Туман редел на глазах: показались берега и, уже четко различимые, верхушки вековых елей. После километра плеса послышалось залихватское молодецкое пение на фоне низкого рокота – это «Слон» зазывал «Васю» потереться о его розовые бока.
02-00 Наконец-то дошли до «Розового слона». Пока готовили ужин – подошел человек из команды стоявших рядом байдарочников и мило «подогнал» нам охапку сухих дров, за что мы ему были очень благодарны. Перед сном сходили подивиться на предмет, накатили за «доехали!» и увалились отсыпаться.
25.07.2005г. 11-00 Утро. Пока девчонки готовят завтрак, я меняю сломанную продолину на раме (и угораздило же на стапеле из «сушины» вырубить). «Слон» хоть и маломощный в межень не простит ослабленной рамы – сложит пополам.
12-00 Пробный заход, ближе к левому берегу показал, что на относительно ровной скале, имеющей форму полусферы, по которой был распределен слив в «нашу» воду, было около 20 см. воды, что делало попытки «подтянуть» корму в момент захода на слив малоэффективными. Косой вал, протянувшийся от левого берега к середине слива, на вид, не обладавший достаточной мощностью, сделал своё дело, откинув нос вправо. В итоге получилось прохождение полулагом, притопив «левый нос» (Лену) «по самые … ушки».
12-20 Учтя уже имеющийся опыт, мы попросили группу катамаранщиков (которые шли по Уксе ВВЕРХ!) сфотографировать наше второе прохождение, которое было гораздо успешнее.
12-40 Грузимся, преодолеваем 800 метров до «Мельницы», обносим вещи. Просим группу стоявших с нами ночью байдмэнов сфоткать наше прохождение. В пороге мелко, узкий заход на слив справа. Легкий прижим к скале правого берега. В «нашу воду» «изюминкой» прохождения стал открывшийся в межень «шкуродер», перекрывавший нам, кажущийся на первый взгляд логичным путь выхода из порога после прохождения бочки. Основная струя выносила как раз на мель.
При заходе на слив и памятуя только о том, что после бочки нужно резко отрулить влево после полуобливняка, я прозевал «момент касания» и, не успев отреагировать, тут же получил торцом весла по «сопатке», что меня изрядно взбодрило и мы технично отработали влево не посрамясь перед аплодировавшими байдарочниками.
Пока грузились, за нашими спинами раздался детский вопрос, адресованный одному из капитанов байдарок: «Пап! А почему мы не…?», на что папа поучительно заметил: «Сынок, ну ты посмотри какая у них «калоша», это же не эстетично!». Мы, хитро улыбаясь, молча отчалили и, проплыв 200 метров, дабы не смущать детишек, а также их родителей, «накатили» «за пороги» по маленькой.
Как не странно при прохождении всех порогов на маршруте нам светило солнце, однако не все было так безоблачно.
14-00 «Каньон» Нам очень понравились красивые скалы, поросшие соснами и сам порог, милостиво оставивший нам место для прохождения практически впритирку к левому берегу. На «каньоне» мы нагнали группу соседей байдарочников, которые «по плану» вставали на пороге на стоянку. На высоком правом берегу расположился лагерь группы, уже стоявшей дневку на пороге. Чета пожилых людей, неторопливо рассматривавших карту, очень оживилась, услышав нашу просьбу сфотографировать прохождение. Первый вопрос, который они нам задали, был: «У вас байда?». Услышав отрицательный ответ, они облегченно выдохнули, но уточнили: «Что, так с налету и пойдете?». Мы сказали просто «да», дабы не уточнять, что в пороге только одно место, куда можно пропихнуть ПСН в «эту воду». Под возглас «Мы будем за вас болеть!» мы отчалили и спокойно взяли «Каньон». И все бы хорошо, но сразу после нашего прохождения грянул такой сильный ливень, что после дождя пришлось отчерпывать из «Васи» воду, вымокли мы «до нитки».
17-00 Добрались до порога «Храмина». Здесь раньше была финская ГЭС, но деятельность гидростроителей практически не затронула природную структуру слива, дав всем водникам прекрасную возможность испытать себя на этом красивом пороге.
«Упавшая» вода обнажила острые каменные гряды, пересекающие реку на подходе к падуну, что сделало заход на слив не менее интересным, чем прохождение самого падуна. Сложная траектория движения, необходимость многократных маневров между острых каменных плит и, сложная в малую воду, структура самого слива, начисто отметавшая описанную даже для средней воды траекторию прохождения падуна вдоль левого берега, ставили под сомнение саму возможность прохождения «Храмины» по малой воде. Тщательно изучив слив, мы обнаружили, что возможность прохождения все-таки существует.
18-00 Взяв старт вдоль левого берега «Вася» траверсировал к правому берегу вдоль гряды, перегородившей почти всю реку, а затем, смещаясь ближе к центру, «засел» в небольшом сливе на подходе к падуну, что дало нам возможность отдышаться и приготовиться к прохождению основного слива. Мы заходили на основной слив ближе к правому берегу, так как в 50 см. ниже кромки основного слива в месте захода находилась обливная плита в форме полусферы. На обливном крае этой плиты было менее 10 см. воды, что давало возможность сползти вдоль плиты, погасив инерцию и не попасть в сильный прижим к скале правого берега, куда сваливалась основная струя, но при одном условии: ПСН нужно было четко посадить всем левым бортом на край этой плиты, а для этого «Васю» нужно было разогнать в струе на заходе. Нам пришлось решать парадоксальную задачу: «Разогнаться, чтобы затормозить!».
Благодаря сноровке экипажа все прошло успешно. Зачалившись после прохождения мы долго «переводили дух». Опустив лопасть весла на дно реки, я заметил, что оно начало мелко подрагивать. Я приподнял весло и не поверил своим глазам – из под весла выскочила форелина весом на глаз грамм 300! Мы долго смеялись, вспоминая очередной неожиданный подарок реки.
18-30 После прохождения длинной трехкилометровой шиверы, мы поняли, что к 19-00, т.е. времени, когда у нас была назначена встреча с перевозчиком, мы не успеваем. «Мегафон» выдавал очень неустойчивую связь, а телефон перевозчика пока был «вне зоны». Решили отправить SMS в надежде, что когда связь появится – сообщение дойдет.
20-30 Пройдя последнюю шиверу перед поселком Ууксу, мы выскочили к местной бане, которая уже не функционирует, и на берегу заметили знакомую фигуру – это был Александр - наш перевозчик, благородно согласившийся нас подождать. Как рассказал нам Саша, он ждал нас на мосту в 19-00, но, не дождавшись, поехал выспрашивать местное население на тему: «где у вас тут туристы обычно маршрут заканчивают?». Выяснив, что почти все чалятся у бани, он подъехал туда, но опять нас не обнаружил. Связи с нами не было и он, развернувшись, поехал в Петрозаводск. В 20-00 в дороге он получил от нас SMS с просьбой дождаться и вернулся, за что ему БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Так река одарила нас напоследок удачной выброской с маршрута. Мы до сих пор вспоминаем Уксу с благодарностью, надеюсь, что мы с ней подружились и ещё увидимся!

Напишите мне

Сайт управляется системой uCoz